image

ВСЕ НАШИ ЭКСПЕРТЫ ВНЕСЕНЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЭКСПЕРТОВ ТЕХНИКОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАС МОЖНО НАЙТИ НА ПОРТАЛЕ ПОСТАВЩИКОВ ПО АДРЕСУ: HTTP://MARKET.ZAKUPKI.MOS.RU И HTTP://ZAKUPKI.MOS.RU

Режим работы

Наш офис работает по графику:
С понедельника по пятницу
с 9:00 до 20:00 часов
В субботу с 10:00 до 17:00 часов
Воскресенье выходной день

Случайное видео - ДТП

Экспертное исследование следов на транспортных средствах, возникшие при ДТП (часть 1)

 

ВВЕДЕНИЕ

Практика производства транспортно — трасологических экс­пертиз по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) свидетель­ствует о том, что сотрудники ГАИ, органов дознания, следова­тели, судьи, а также работники экспертных учреждений не всег­да обнаруживают и правильно используют следы, оставшиеся пос­ле ДТП. Это обусловлено, во-первых, многообразием следов, об­наружить, проанализировать и установить свойства и относительность которых к данному ДТП иногда очень трудно, во-вторых, несвое­временностью проведения осмотра места ДТП и транспортных средств (ТС), когда часть следов оказывается утраченной, в-третьих, недостаточной квалификацией лиц, участвующих в ос­мотре, а иногда — их невниманием и даже нарушениями правил проведения осмотра, в-четвертых, отсутствием или неиспользо­ванием специальных криминалистических средств, позволяющих обнаружить, измерить и зафиксировать следы.

Данное методическое письмо помогает в решении первой за упомянутых задач, поскольку решение других зависит от факто­ров, на имеющих прямого отношения к предмету судебной транспортно — трасологической экспертизы. Методическое письмо не ох­ватывает всего комплекса методов исследования следов на ТС. В частности, не рассматриваются вопросы применения ЭВМ для решения реконструктивных задач, хотя, по мнению авторов, это актуально и перспективно. Обстоятельно но решаются также воп­росы использования некоторых современных методов исследова­ния — фотограмметрии, видеозаписи и др., которые будут пред­метом дальнейших научно-исследовательских разработок.

Настоящая работа призвана показать, каким образом можно использовать следы, образовавшиеся на ТС в процессе ДТП, для решения экспертных задач, связанных с установлением механизма происшествия. Поскольку следы на ТС связаны со следами на объектах, с которыми оно взаимодействовало в процессе ДТП, и решение экспертной задачи во многих случаях требует ком­плексного исследования следов на всех взаимодействовавших объектах, определенное внимание будет уделено и таким следам.

 

СЛЕДЫ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ, ОТРАЖАЮЩИЕ 

МЕХАНИЗМ ДТП

Анализ экспертной практики показывает, что следы [1] на ТС, появляющиеся в результате ДТП, играют существенную роль при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 211 УК РСФСР.

В настоящее время у дознавателей, следователей и даже экспертов часто возникают трудности в выявлении, распознава­нии и фиксации таких следов. Следы на ТС сохраняют информационную значимость более продолжительное время, чем следы на проезжей части. Сохранение ТС со всеми следами является за­дачей следствия (суда).

Задача эксперта — полный, квалифицированный, последова­тельный и внимательный осмотр ТС в целях обнаружения и фик­сации всех следов, а в необходимых случаях — их реконструк­ция для последующего установления механизма ДТП. Результа­ты экспертного исследования являются основным источником до­казательственной информации, позволяющей решить задачу о ме­ханизме ДТП. Поэтому так важно совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые методы для обеспечения полного и всесто­роннего исследования следов на ТС.

След — материальное отражение, содержащее информацию о морфологии и функциональных свойствах участвовавших в со­бытии ДТП объектов и о механизме такого события [2].

Основные объекты, участвующие в ДТП — автомобиль и различные преграды. Объект (автомобиль, преграда и др.), признаки которого отобразились в следе, называется следообразующим, объект, являющийся носителем следа, — следовоспринимающим. В процессе следового взаимодействия оба участвую­щих в нем объекта нередко подвергаются изменениям, становят­ся носителями следов. Поэтому объекты следообразования под­разделяются на воспринимающий и образующий в отношении каж­дого следа. И, наконец, третий объект, влияющий на следовое взаимодействие — вещество следа. Это то, из чего состоит след. А он может состоять из вещества воспринимающего объек­та (объемный след), вещества образующего объекта (краска ав­томобиля, наслоившаяся на преграду), смеси этих веществ и вещества, случайно попавшего на поверхность одного из них (пыль). Свойства вещества следа определяют адекватность и возможность отображения признаков в следе. Непосредственное соприкосновение образующего и воспринимающего объектов в процессе их взаимодействия, ведущее к появлению следа, назы­вается следовым контактом. Соприкасающиеся участки поверх­ностей называются контактирующими.

Свойствами, определяющими способность объекта вступать во взаимодействие с другими объектами, отображая в них свои признаки либо воспринимая признаки этих объектов, обладают все тела, имеющие устойчивые пространственные границы. Од­нако свойства эти проявляются в разной мере, так как зави­сят от твердости объекта, способности его к упругим и оста­точным деформациям, от строения рельефа поверхности, степе­ни устойчивости ее во времени [16].

Следы как источники информации о ДТП можно подразделить на 3 группы.

Первая группа — следы, образующиеся при взаимном внедрении двух или более ТС в начальный момент взаимодействия. Это контактные деформации, изменение первоначальной формы от­дельных деталей ТС. Деформации занимают обычно значительную площадь и заметны при внешнем осмотре без применения техни­ческих средств. Наиболее распространенным случаем деформации является вмятина — углубление, образованное за счет остаточ­ной деформации следовоспринимающего материала от взаимодействия с выступающей частью или деталью следообразующего объекта [15].      Вмятины часто характеризуются значительными разме­рами и формой (округлой, овальной и др. со сглаженными края­ми. Образуются они в местах приложения усилия и, как правило, направлены внутрь детали, деформированной при ДТП.



[1] В данной работе не применяется термин "повреж­дения", поскольку, по мнению авторов, повреждение — это частный случай следа. Кроме того, повреждение не отражает харак­тера деформаций, а несет лишь констатирующую информацию, поглощаемую понятием следа.

[2] Подробнее о понятии "след" см. [1, 5]