image

ВСЕ НАШИ ЭКСПЕРТЫ ВНЕСЕНЫ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЭКСПЕРТОВ ТЕХНИКОВ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАС МОЖНО НАЙТИ НА ПОРТАЛЕ ПОСТАВЩИКОВ ПО АДРЕСУ: HTTP://MARKET.ZAKUPKI.MOS.RU И HTTP://ZAKUPKI.MOS.RU

Режим работы

Наш офис работает по графику:
С понедельника по пятницу
с 9:00 до 20:00 часов
В субботу с 10:00 до 17:00 часов
Воскресенье выходной день

Случайное видео - ДТП

Определение места столкновения транспортных средств

Определение места столкновения транспортных средств.

Возможность решения вопроса о месте столкновения ТС экспертным путем и точность, с которой может быть установлено расположение каждого ТC на дороге в момент столкновения, зависят от того, какими исходными данными об обстоятельствах происшествия располагает эксперт и насколько точно дни установлены.

Для установления или уточнения, расположения ТС в момент их столкновения эксперту необходимы также объективные данные:

  • о следах, оставленных ТС на месте происшествия, об их характере, расположении, протяженности;
  • следах (трассах), оставленных отбрасываемыми при столкновении объектами: частями ТС, отделившимися при ударе, выпавшим грузом и др.;
  • о расположении участков скопления отделившихся от ТС мелких частиц: опавшей земли, грязи, осколков стекол, участков разбрызгивания жидкостей;
  • о расположении после столкновения ТС и объектов, отброшенных при столкновении;
  • о повреждениях ТС.

После обзорного анализа исходных данных, становится очевидным, что в данном случае эксперт располагает лишь некоторыми из перечисленных данных.

Определение места столкновения по следам транспортных средств.

Основными признаками, по которым можно определить место столкновения, являются:

  • резкое отклонение следа колеса от первоначального направления, возникающее при эксцентричном ударе по транспортному средству или при ударе по переднему колесу;
  • поперечное смещение следа, возникающее при центральном ударе и неизменном положении передних колес. При незначительном поперечном смешении следа или незначительном его отклонении эти признаки можно обнаружить, только рассматривая след в продольном направлении с малой высоты;
  • следы бокового сдвига незаблокированного колеса, возникающие в момент столкновения в результате поперечного смещения ТС или резкого поворота передних колес. Как правило, такие следы малозаметны;
  • прекращение или разрыв следа юза. Происходит в момент столкновения в результате резкого нарастания нагрузки и нарушения блокировки колеса или отрыва колеса от поверхности дороги;
  • след юза одного колеса, по которому был нанесен удар, заклинивший его (иногда лишь на короткий промежуток времени). При этом необходимо учитывать, в каком направлении образовался этот след исходя из расположения ТС после происшествия;
  • следы трения деталей ТС о покрытие при разрушении его ходовой части (при отрыве колеса, разрушении подвески). Начинаются обычно у места столкновения;
  • следы перемещения обоих ТС. Место столкновения определяется по месту пересечения направлений этих следов с учетом взаимного расположения ТС в момент столкновения и расположения на них деталей, оставивши следа на дороге.

В большинстве случаев перечисленные признаки малозаметны, и при осмотре места происшествия зачастую их не фиксируют (или фиксируют недостаточно точно) – как это и произошло при оформлении рассматриваемого ДТП (см. материалы ГИБДД).

Поскольку провести экспертное исследование места происшествия уже не представляется возможным, категоричность выводов будет обусловлена объёмом исходных данных.

Определение места столкновения по расположению объектов, отделившихся от транспортных средств.

Достаточно точно место столкновения определяется по расположению земли, осыпавшейся с нижних частей ТС в момент удара. При столкновении частицы земли отбрасываются с большой скоростью и падают на дорогу практически в том месте, где произошел удар, Наибольшее количество земли отделяется от деформируемых частей (поверхностей крыльев, брызговиков, днища кузова), но при сильном загрязнении автомобиля земля может осыпаться и с других участков. Поэтому важно установить, не только с которого ТС осыпалась земля, но и с каких его частей. Это позволит более точно установить место столкновения. При этом следует учитывать границы участков осаждения наиболее мелких частиц земли и пыли, так как крупные могут смещаться от места падения по инерции.

Место столкновения может быть также определено по расположению участков рассеивания осколков. В момент удара осколки стекол и пластмассовых деталей разлетаются в разных направлениях. Учесть с достаточной точностью влияние всех факторов на передвижение осколков трудно, поэтому определить место удара только по расположению участка рассеивания (в особенности при значительных его размерах) можно лишь приближенно, используя результаты подобного исследования только вместе с результатами исследования, проведённого по другим [2.1] методикам.

При определении места столкновения по расположению осколков в продольном направлении следует учитывать, что осколки по направлению движения ТС рассеиваются в виде эллипса, ближайшая граница которого располагается от места удара на расстоянии, близком к величине перемещения их в продольном направлении за время свободного падения. Это расстояние приближенно можно определить по соответствующим формулам, при достаточном объёме исходных данных.

По ширине дороги место столкновения может быть приближенно определено в тех случаях, когда участок рассеивания имеет небольшую ширину и можно установить направление продольной оси (большой полуоси) эллипса рассеивания. Следует иметь в виду возможную погрешность в тех случаях, когда рассеивание осколков вправо и влево от направления движения ТС было неодинаковым (например, в результате рикошетирования/отражения осколков от поверхности другого ТС).

Определение места столкновения по расположению транспортных средств.

Направление движения и расстояние, на которое перемещается ТС от места столкновения, зависят от многих обстоятельств – от скорости и направления движения ТС, их масс, характера взаимодействия контактирующих частей, сопротивления перемещению и др. Поэтому аналитическая зависимость координат места столкновения от величин, определяющих эти обстоятельства, в общем случае весьма сложная. Подстановка в расчетные формулы величия даже с небольшими погрешностями может привести эксперта к ошибочным выводам. Установить же значения этих величин с необходимой точностью практически невозможно. Поэтому на  основании данных о расположении ТС после происшествия место столкновения может быть определено лишь в некоторых частных случаях. Кроме этого, невозможно исключить вероятность вмешательства водителя в управление ТС на стадии отбрасывания после столкновения – при движении автомобиля до полной остановки.

Для экспертного решения вопроса о том, на какой стороне проезжей части произошло столкновение ТС, двигавшихся параллельным курсами, необходимо точно установить поперечное смещение ТС от места столкновения, что при отсутствии данных о следах, оставшихся на дороге, может быть установлено по расположению ТС после происшествия.

Если столкнувшиеся ТС смещаются в поперечном по отношению к оси дороги направлении и после выхода их из контакта друг с другом, это смещение может быть определено исходя из условия равенства проекций векторов количества движения обоих ТС на поперечное направление. Поскольку точное значение углов отбрасывания ТС в таких случаях неизвестно, поперечное смещение их с достаточной точностью может быть определено, если имеются признаки того, что углы отбрасывания обоих ТС близки по своему значению или отбрасывание происходило в направлении, близком к поперечному.

Расчёт проводится по соответствующим формулам, при условии достаточности исходных данных. Основанный на расчетах вывод эксперта может быть сформулирован в категорической форме при условии, что он не изменится при всех возможных в конкретном случае отклонениях значений входящих в формулы величин.

Уточнение места столкновения по деформациям транспортных средств.

Исследование повреждений, полученных ТС при столкновении, часто позволяет установить взаимное расположение их в момент столкновения и направление удара. Так, если определено направление движения и место расположения одного из столкнувшихся ТС в момент удара, то по повреждениям устанавливается место расположения другого ТС и точка, в которой произошел их первичный контакт. Во многих случаях это позволяет определить, на какой стороне проезжей части дороги или в какой полосе произошло столкновение.

Если известно лишь расположение ТС после происшествия, то по повреждениям можно установить направление удара и вероятное смещение ТС после удара. Наиболее точно место столкновения можно определить, если расстояния, на которые сместились ТС после удара, незначительны.